Статьи Сравнительное богословие. [8]
Приходская газета № 144 март-апрель 2016
21 марта 2016 г.

Сравнительное богословие. Иудаизм

Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему… за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Апостол Павел. Послание к Римлянам, гл. 9).

 

Иерусалимский храм (реконструкция) Наименование Иудаизм произошло от колена Иуды (старшего сына Иакова), давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 г. до н. э. - 70 г. н. э.), ставшего общим названием еврейского народа. Иисус Христос по плоти — из колена Иудова (Евр. 7:14). Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином, что соответствует трактовке еврейства самим Иудаизмом. В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно этническую принадлежность евреев и религиозную составляющую Иудаизма.

Парадокс первый. Иудаизм, как известно, — одна из мировых религий. Но по количеству своих последователей — около ...


Приходская газета № 143 январь-февраль 2016
8 января 2016 г.

Сравнительное богословие. Ислам

Начало в №№ 141, 142.

 

В предыдущих номерах нашей газеты мы немного рассказали об истории возникновения Ислама и первых веках его существования. Один из главных выводов: историческим фактом является то, что Ислам, в основном, распространялся путем завоеваний, в частности христианских стран, которые в политическом смысле нередко проигрывали. В результате даже Византия была повержена. После взятия Константинополя в 1453 году Греция более чем на 400 лет оказалась под Османским игом. Еще до этого пали несколько христианских стран Северной Африки, в том числе Карфаген и Египет. Через Гибралтарский пролив арабы дошли до Испании. На месте современной Турции к VII веку было около десяти христианских государств, которые к X-XIII веку уже окончательно стали мусульманскими.

Исламизация проводилась по-разному: где-то насильственно, а в языческих странах — значительно проще. Христиане не так легко поддавались: Греция и Сербия так и остались православными, Болгария — православной наполовину, а Египет, Сирия и многие другие страны на 90% стали мусульманскими.

Несмотря на то ...


Приходская газета № 142 ноябрь-декабрь 2015
31 октября 2015 г.

Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 2

Продолжение. Начало в № 141

 

Арабский халифат в период расцвета, 750 год Аравия в VII столетии

После смерти Абу-Бекра в 634 г. вторым халифом стал Омар. За десять лет своего правления он добился огромных военных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, Омар отвоевал Месопотамию и присоединил к своим владениям часть Закавказья и территорию собственно Ирана. Активные действия против Византии привели к завоеванию Сирии и Палестины, а в 639 г. — Египта. В 639 г. Омар ввел новый мусульманский календарь, состоящий из 12 лунных месяцев. За начало летосчисления была взята дата 12 июля 622 г. — первый день первого года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 644 г. Омар был убит рабом-иранцем.

Воцарившийся после смерти Омара Осман, тоже ближайший подвижник Мухаммеда, продолжил завоевания. Осман был из мекканского рода Омейядов, представители которого вскоре заняли все доходные должности в халифате. Это вызвало появление многих недовольных правлением Османа, главным образом сторонников Али — зятя пророка, мужа его дочери Фатимы. Они получили ...


Приходская газета № 141 сентябрь-октябрь 2015
24 октября 2015 г.

Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 1

Продолжая рубрику «Сравнительное богословие», мы переходим к теме «Ислам». Ислам относится к «аврамическим» религиям, признающим Единого Бога, в Коран многое перешло из Библии. Святой Иоанн Дамаскин относил Мусульманство к христианским ересям.

Наиболее правильным нам кажется начать с истории возникновения Ислама.

 

Аравия в VII столетии

В начале VII столетия весь север Аравии кипел брожением, и пограничные племена стремились нахлынуть на соседние великие державы. <…> Искони, насколько известно, между обеими родственными расами, населявшими Аравию, существовало глухое соперничество. Уже в Ветхом Завете отмечено глубокое различие между детьми измаилитов, беспокойными бедуинами севера, и более оседлыми, приобвыкшими издавна к государственному порядку людьми Саба, населявшими юг. <…> Библия ведет происхождение Саба от Иоктана (Кн. Бытия, Моисей 10, 29) и называет поэтому южных арабов Иоктанидами, а северных — Исмаилитами.

<…> На западе Аравии, в области Хиджаз, была расположена Мекка — перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли византийских областей (Сирии, Палестины и Египта) с Йеменом ...


Приходская газета № 140 июль-август 2015
23 августа 2015 г.

Сравнительное богословие. О сектах

В прошлом номере мы говорили о том, что Протестантизм оторвался от Католичества, но не вернулся к Православию, а ушел еще дальше и разделился на множество течений. Между собою эти течения очень разнятся. Часть из них мы можем отнести к фундаментальному протестантству (там, где остаются основные христианские понятия), другие же ушли слишком далеко: мы их называем сектами. Есть секты более или менее опасные, но главное, что основы вероучения в них существенно нарушены.

По своему типу, или подходу, секты, как и вообще Протестантизм, можно разделить на две категории: мистические и рационалистические. Во многих присутствует и то и другое, но обычно что-то превалирует. Рационалистические секты играют Писанием, многое вырывается из контекста, все подгоняется под какую-то идею. Вообще, слово «ересь» обозначает: «выбор», «выбранное». Любая секта выбирает некую упрощенную идею, на которой основывает свое учение: из одного кирпича строится целое здание, на поверку — «воздушный замок». Возьмем, к примеру, секту Пятидесятников (мистическая секта). Из всего Евангелия ...


Приходская газета № 139 июнь-июль 2015
8 июня 2015 г.

Православие и Протестантизм

Как мы уже выяснили (см. № 137 нашей газеты), Латинская Церковь — Католическая, как ее обычно называют, — внесла много новшеств в изначальное христианское учение, и, в общем-то, по сути ушла в раскол (хотя, разумеется, католики считают раскольниками православных). Если мы сопоставим их учение с тем, что было на Вселенских соборах, и с тем, что проповедано в Евангелии, то ясно увидим различные появившиеся в католичестве искажения веры.

Как естественная реакция на это, появились люди, которые стали протестовать, они видели несоответствия и пытались что-то с этим делать.

Одно из таких искажений — учение об индульгенциях, точнее — о «сверхдолжных заслугах». Схема следующая. Для достижения Царствия Небесного необходим некий минимум праведности. А многие святые достигли большего. И вот святой может как-то поделиться с человеком, у которого слишком много грехов. Но кто это определяет? Определяет епископ или Папа Римский, он пишет грамоту под названием «индульгенция», за нее вносится пожертвование — понятно, что на этом фоне стали возникать всякие злоупотребления ...


Приходская газета № 137 март-апрель 2015
2 марта 2015 г.

Сравнительное богословие. Православие и Католичество

- А мне, знаете ли, Католичество больше нравится — там сидеть можно.

- Так в Православной Церкви даже лежать можно!

 

У некоторых прихожан возникают вопросы, почему существуют разные христианские Церкви. Может быть, это все одно и то же, и различия сводятся лишь к местным традициям? Или же есть нечто более существенное? Давайте попробуем разобраться.

Кстати, к вопросу о «сидеть», «стоять» или «лежать». Кто приезжал в Троице-Сергиеву Лавру вечером на исповедь, а утром на раннюю службу, мог обратить внимание, что часть людей ночует прямо в храме на клиросе. На Рождественской и Пасхальной службах у нас в храме дети, да и не только, иногда засыпают на полу, подоконниках, лавках и т. д. В этом смысле Православие гораздо свободнее, можно и сидеть. Другое дело, что многие люди, желая крепко помолиться, стараются именно выстоять службу (насколько им позволяет здоровье). Есть даже такое понятие: предстояние пред Богом.

Но это, конечно, не главное. По основным вероучительным истинам Православие и ...


Приходская газета № 52 декабрь 2000 г.
1 декабря 2000 г.

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года среди прочих деяний были приняты – приняты как выражение общецерковного понимания и взгляда – «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

Само появление такого документа, призванного ясно и общедоступно выразить соборное мнение Церкви по этому болезненному и животрепещущему вопросу представляется очень важным, поскольку отсутствие его порождало ту, на мой взгляд, болезненную и ненормальную ситуацию, когда и отдельные верующие, и довольно многочисленные группы и сообщества церковных людей (включая и часть духовенства) принадлежа одной и той же Церкви (и подтверждая это своими словами), признавая одно и то же Священноначалие в других вопросах, в вопросе об отношении к инославию (и в первую очередь, конечно, к экуменическому движению) придерживались резко различных, вплоть до радикально противоположных взглядов — от одобрения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении, до объявления экуменизма «сверхересью» и едва ли не самым зловредным явлением ХХ века.

Все это воинствующее разномыслие, будучи растиражированным различными СМИ, умножает ...