Статьи, проповеди → Богородичные иконы. Май
1 мая 2011 г.
Богородичные иконы. Май
1 мая Максимовская икона Божией Матери Икона написана в 1299 г. в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму, когда он прибыл во Владимир из Киева. В сонном видении Божия Матерь вручила святителю омофор, который проснувшийся митрополит увидел на своих руках. Явление Пресвятой Богородицы было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился во Владимирском Успенском соборе 112 лет. В 1412 г., во время нашествия монголо-татар, ключарь собора Патрикий скрыл святыню. 7 мая Молченская икона Божией Матери Первоначально икона пребывала в пещере Чудной горы близ Молченского болота, около города Путивля. Туда ее принесли из разоренного татарами Киева монахи, покидавшие город. В 1405 г. образ Богородицы на дереве, окруженный сиянием, был явлен некоему человеку, который услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородице-Рождественский мужской монастырь, называемый Софрониевой пустынью. В Смутное время она была разрушена, а в Путивле основан новый большой Молченский монастырь. Во время пожара в монастыре икона исчезла. Список же с нее в 1635 г. был принесен в возрожденную Софрониеву пустынь сумским атаманом Лукианом Константиновым. Икона была поставлена в соборе над Царскими вратами, а при пении акафистов спускалась на шелковых шнурах для лобызания. Софрониева пустынь ныне стоит в руинах. Молченская икона исчезла, местонахождение ее неизвестно. Чудотворный список Молченской иконы был обретен в селе Бусиново под Москвой. По преданию, эту икону в XVII в. нашла и принесла в храм слепая девушка, которая жила в селе Бусиново. Однажды ей во сне явилась Божия Матерь и повелела отыскать Ее икону. На второй день поисков чудотворная икона Божией Матери Молченская была обретена, девушка прозрела. На месте, где была явлена икона, вскоре возвели часовню и выкопали колодец. Со всей России стекались к часовне хромые, увечные, болящие и исцелялись. Часовня была разрушена в 1936 г. Все свечи, иконы и утварь сбросили в колодец, который сровняли с землей. Чудотворный образ был отдан в храм Знамения Божией Матери в Аксиньино. В 1950 г. Мария Спорышева вместе с подругой восстановила колодец, и вновь верующие стали приходить к колодцу и исцеляться. Мария ухаживала за колодцем до 1970 г., когда село Бусиново было снесено, а на его месте построили трубозаготовительный комбинат. В 1991 г. был открыт храм, святыня снова заняла свое место. 1 декабря 1996 г. впервые за многие годы был отслужен молебен с чтением акафиста Молченской иконе Божией Матери. 14 мая Икона Божией Матери Царевококшайская, или Мироносицкая, явилась крестьянину Андрею Иванову 1 мая 1647 г. близ местечка Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил лежавшую на земле икону и хотел ее поднять, но икона стала невидимой. Изумленный крестьянин, оглядевшись, заметил, что икона стоит на дереве, поддерживаемая невидимой силой. Он помолился и взял икону домой, где она прославилась чудесами. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. Образ перенесли в город Царевококшайск, затем в Москву, а спустя некоторое время возвратили обратно. На месте ее явления был построен монастырь. Наименование Мироносицкой икона получила оттого, что Божия Матерь изображена с женами-мироносицами. Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, — родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога. По преданию, это одна из икон, написанных апостолом и евангелистом Лукой. В 1347 г. Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX в. После нападения на Грецию турецких войск в 1821 г., настоятель монастыря епископ Агапий, спасая икону, скрылся с нею в г. Патрас. Затем по завещанию она попала к его родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло. Позже икону переслали из Афин в Одессу, а затем в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 г. по 12 мая 1868 г. Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 г. по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 г. чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочек Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена, и нынешнее ее местонахождение неизвестно. Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. К нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью: им турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа. Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» Эта икона пишется так: в комнате, вверху — икона Божией Матери, а внизу около нее — коленопреклоненно молящийся юноша. Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О, Госпожа, кто это сделал?» На что Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему не чаянная им уже радость прощения и оставления грехов. 16 мая Икона Божией Матери «Успение» Киево-Печерская Это одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Она имеет чудесное происхождение, связанное со строительством Успенского собора Киево-Печерской лавры. Икона была принесена в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым ее вручила Сама Пресвятая Богородица во Влахернской церкви, и которые строили Великую Лаврскую церковь. (Мощи четверых зодчих и прибывших десять лет спустя восьми иконописцев почивают в Ближних пещерах.) Преподобные Антоний и Феодосий Печерские поместили икону над Царскими вратами построенного храма в золотом круглом киоте, щедро украшенном бриллиантами. Весь этот круг с чудотворной иконой на прочных шелковых шнурах спускался ежедневно, по окончании утрени и литургии, для благоговейного прикладывания богомольцев. Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 г., когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня 27 августа обносили вокруг города. 1709 г. Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву. В 1812 г. икону снова обносили вокруг Киева. В XX столетии оригинал иконы исчез. След иконы теряется после взрыва Успенского собора в 1941 г. 18 мая Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» На иконе Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Нею — Богомладенец, стоящий в Чаше. Это Чаша Причащения — неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия. Прославлению этой иконы предшествовало необычное происшествие. В 1878 году в Тульской губернии некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропил все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, лежавшем на его пути, он остановился отдохнуть. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова. Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на образ преподобного Варлаама, почившего строителя Владычнего монастыря, крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти. Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость. До 1919 г. икона находилась во Владычнем монастыре, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. В 1993 г. в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 — в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества. Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. 27 мая Ярославская Печерская икона Божией Матери Ярославская мещанка Александра Добычкина 17 лет жестоко страдала душевной и физической болезнью. В 1823 г. ей было видение во сне: церковь с иконою Богоматери. И она решила отыскать в Ярославле виденные храм и икону. Этим храмом оказался храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня, находившийся под колокольней архиерейского дома. Войдя в церковь, больная Александра увидела написанное на стене изображение Киево-Печерского образа Богоматери. С нею вдруг сделался сильный припадок, после которого наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление от тяжкой болезни. С того времени от этого образа стали источаться чудесные исцеления по молитвам к Пресвятой Богородице. Комментарии [0] |