Статьи, проповеди  →  Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 4)
1 февраля 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 4)

 Начало в №№ 132, 133, 134, 135.

 

Послание к Галатам

 

Галатией называлась малоазийская область, находившаяся почти в середине Малой Азии и окруженная с севера Вифинией, Пафлагонией и Понтом, а с юга Фригией, Ликаонией и Каппадокией. Страна эта первоначально была населена греками, но в третьем веке до Р.Х. в ней поселились древние галлы (одно из кельтских племен), которые и сообщили ей свое имя Галатии, или Галло-Греции. В 189 г. до Р. Х. римский консул Манлий подчинил эту страну власти римлян, оставив ей собственное управление. В 26 г. по P.Х. Август обратил Галатию в римскую провинцию. <…>

Как видно из Гал. 4:13-15, святой Апостол Павел при посещении Галатийской страны подвергся какому-то недугу плоти. Вероятно, этот недуг и задержал Апостола у галатов на более продолжительный срок, чем он сам предполагал, и это послужило во благо галатам, ибо дало возможность святому Апостолу преднаписать им Христа Господа так живо, что они созерцали Его будто пред собою распятым (Гал. 3:1). <…>

Поводом к написанию Послания к Галатам послужило вторжение в Церковь Галатийскую иудействующих еретиков, которые внушали галатам мысль о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды и установления ветхозаветной иудейской религии. <…>

К великому огорчению и удивлению святого Апостола Павла, многие из галатов поддались этой развращающей проповеди, скоро «перешли в иное благовествование» (Гал. 1:6) и охладели к его личности. Пораженный таким неожиданным легкомыслием и безрассудством галатов (3:1), святой Апостол Павел тотчас же решился написать им послание по поводу их заблуждения и в обличение их совратителей, причем написал его собственноручно (Гал. 6:11), дабы не терять времени от переписчиков и устранить всякие подозрения насчет его подлинности. <…>

Рассчитывая годы событий из жизни святого Апостола Павла, можно с большей степенью вероятности предположить, что послание это написано в 56 году по P.Х. <…>

Основная мысль всего послания та, что все люди, а не одни иудеи, призываются Господом в основанную Им Церковь и спасаются они в Церкви не исполнением обрядов Моисеева закона, а верою в Господа Иисуса Христа, проявляемой в делах любви.

 

Экзегетический разбор

Часть I

 

Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение. «Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом». <…> Здесь святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века». <…> Здесь указывается, что спасение для нас во Христе, а не в ветхозаветном обрядовом законе. Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был «Ангел с небес» (ст. 6-9). В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».

С 11 стиха начинается защитительная часть Послания. Лжеучители, унижая святого Павла, говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева. <…> Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему «чрез откровение Иисуса Христа», то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры. Здесь, в этих автобиографических строках, особенно важны слова: «Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», то есть с людьми, в данном случае, надо полагать, с другими Апостолами, «и не пошел в Иерусалим, к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию», где, видимо, святой Павел и был посвящен во все тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях, что можно видеть, например, из Ефес. 3:3. Только спустя три года святой Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром» — только видеться или познакомиться со знаменитым Апостолом, а не учиться у него. <…> «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу», — в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. <…> Вторая глава представляет собою продолжение той же защитительной речи Апостола. Здесь в первых 10 стихах ее святой Павел рассказывает, как он «по откровению» ходил на апостольский собор в Иерусалиме, как раз на тот самый собор, на котором было постановлено о необязательности для христиан соблюдения обрядов Моисеева закона. <…> Павлово благовестие получило здесь на соборе полное одобрение старейших Апостолов. Старейшие Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных. <…> Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В стихах 11-21 святой Павел описывает, как он даже возимел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в апостольском лике. <…> Изложив галатам свое обличение Петру, святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа <...> Делами закона не оправдается никакая плоть». Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о «добрых делах», а о «делах ветхозаветного Моисеева закона», который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р.Х. <…> Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: «То Христос напрасно умер» (ст. 21). В стихах 19-20 Апостол показывает, с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

С третьей главы начинается вероучительная часть Послания. <…> В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих галатов, которые прияли Святого Духа и благодатные дары чудотворения; второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания как самого родоначальника оправданных, Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Отсюда ясно, что и «верующие благословляются с верным Авраамом». Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: «Все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою». <…> Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. «Проклят всяк, висящий на древе» — слова Второзакония 21:23. «Не потому он проклят, — объясняет блаженный Иероним, — что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным». «Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят» (еп. Феофан Затворник). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. <…> Вторая половина третьей главы содержит опровержение возражений против исключительного значения для язычников веры помимо закона (ст. 15-29). <…> Апостол объясняет, что закон «дан после по причине преступлений, для обуздания преступности, чтобы народ держался в страхе, не предавался порокам, а жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного» (еп. Феофан Затворник); чтобы иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. <…> Значение закона в том, что он «был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою», то есть он был только детоводителем ко Христу, лишь воспитывал, подготовлял нас к принятию Христова учения. <…> Вера Христова возвращает людей к тому прекрасному периоду непорочного детства, при котором они свободно творят волю Отца своего Небесного и не имеют нужды в том, чтобы смирять их строгой дисциплиной. В этой сыновности Богу и заключается причина ненужности закона как сдерживающего начала: христиане, как сыны Божии, свободны от всяких формальных правил и требований, ибо они составляют «одно во Христе Иисусе», «облеклись во Христа» и не имеют нужды в каком-либо принуждении: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». <…>

 

Часть II

 

Четвертая глава содержит увещания галатам принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что не следует больше вязать себя ветхозаветной обрядностью. Эти увещания направлены преимущественно 1) на ум, 2) на сердце, 3) на волю.

«Ничто не убеждает так ум отказаться от своих мыслей, как доведение их до нелепости», — говорит еп. Феофан Затворник. Это и делает святой Павел. <…> «Как нелепо теперь нам жаться под закон и держать себя наряду с рабами, когда мы уже сыны, «а если сыны, то и наследники Божии чрез Иисуса Христа». Стихи 4-7 о послании Богом Сына Своего Единородного представляют собою Апостольское чтение на литургии в день праздника Рождества Христова. <…> Так как сердце может идти наперекор всем доводам ума, святой Апостол находит нужным обратить увещание и к сердцам галатов. Эти стихи 11-20 самые трогательные во всем послании. Апостол напоминает галатам, с какой горячностью приняли они его проповедь, какой любовью воспламенились к нему, и неужели же проповедь его была напрасна? <…> Высшую степень отеческой любви Апостола к галатам мы видим в нижеследующем трогательном восклицании: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (ст. 19). Уклонением в иудейство галаты как бы помрачили в своем сердце образ Христов, и святой Павел с ярко выраженной отеческой любовью ревнует о восстановлении в них этого образа Христова. <…> «Ум и чувство, — говорит еп. Феофан Затворник, — переходя на сторону истины, влекут за собою и волю... но она может медлить, отлагать свое решение». Вот почему святой Павел дальше старается воздействовать непосредственно на волю галатов, показывая, как преславно пребывать в свободе от закона. Это он раскрывает прообразом двух заветов в истории Агари и Сарры. <…> Агарь была прообразом Завета Ветхого с Законом Моисеевым, который не давал полной свободы от греха, держал в рабстве греху, а Cаppа прообразовала Закон Новозаветный, дающий нам совершенное оправдание и полную свободу от греха. «Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу», то есть Измаил Исаака, так и теперь неразумные ревнители Моисеева закона гонят христиан. Но Писание говорит: «Изгони рабу и сына ее», так и ныне мы должны расстаться с ветхозаветным законом, чтобы войти в дарованное нам наследие, ибо мы — христиане, дети не рабы, но свободной.

В пятой главе святой Апостол Павел призывает христиан твердо держаться свободы, дарованной Христом, и не подвергаться опять игу рабства Закона Моисеева, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». С этой главы начинается нравоучительная часть Послания, которая заканчивается в следующей, шестой главе 10-м стихом.

Основная мысль всего нравоучения Апостола, связанного с вышеизложенным учением о христианской свободе, заключается в ст. 13-14: «К свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу, ибо весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Почему Апостол не упомянул здесь о любви к Богу как о первой и большей заповеди, по словам Самого Господа Иисуса Христа (Мф. 22:36-38)? Очевидно потому, что в мыслях у него было, главным образом, уврачевать уменьшение взаимной любви между галатами, а истинная любовь к ближним и так всегда предполагает наличие в человеке любви к Богу. <…> Апостол подчеркивает, что нравственная христианская жизнь нелегко дается, что она есть борьба, которая ведется не на жизнь, а на смерть. Это — самораспятие, мысль о чем так ясно выражена в словах: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Это распятие плоти совершенно необходимо для каждого желающего жить духовной жизнью, ибо «плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся». Поэтому, если мы решаемся «жить духом», «то по духу и поступать должны».

В шестой главе Святой Апостол дает наставления нравственного характера совершеннейшим и, можно думать, предстоятелям церквей. Он велит им исправлять согрешающих «духом кротости», не тщеславясь и не превозносясь, считая себя чем-то, а с опасением, как бы и самим не подвергнуться искушению впасть в грех, потому что Бог часто за гордость и за немилосердие к другим согрешающим попускает впадение в грех для смирения. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (ст. 2) — вот закон христианской любви. <…> Заключение Послания составляют 11-18 стихи шестой главы. Здесь Апостол указывает на свою особенную попечительность о галатах в том обстоятельстве, что Послание свое он писал им собственноручно, в то время как он обыкновенно делал это чрез писцов (Рим. 16:22). Далее он указывает на противоположность своих побуждений, совершенно чистых, сравнительно с лжеучителями, которые принуждают галатов обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов и «дабы похвалиться в вашей плоти». <…> «А я не желаю хвалиться, — говорит Апостол, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» — хвалиться крестом Христовым значит веровать, что только им одним дается спасение. <…>

Заключает Апостол Послание восклицанием: «Впрочем, никто не отягощай меня» — ибо все уже разъяснено и истолковано. <…>

Заканчивает свое Послание Апостол преподанием обычного апостольского благословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь».

 


Комментарии [0]