Статьи, проповеди  →  Краткая история Русской Православной Церкви Заграницей
8 декабря 2016 г.

Краткая история Русской Православной Церкви Заграницей

Составлена свт. Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским (память 2 июля)

Начало в №№ 146, 147.

 

Центр Русской Зарубежной Церкви <…> Советское правительство хочет ограничивать религиозное движение, влиять на Русское Зарубежье и держать в своих руках русскую эмиграцию. Зная, что русские по преимуществу объединяются вокруг Церкви, оно, не имея силы сейчас уничтожить Церковь, хочет пока через нее иметь влияние на неподвластных ей: держа в своих руках духовенство, оно тем самым рассчитывает воздействовать и на паству. Отсюда требование через покорного ей возглавителя Церкви подписки о лояльности советской власти всех священнослужителей. Законно ли такое требование и выполнимо ли оно?

Русские за рубежом России — не подданные Советской власти. Оставаясь верными своему Отечеству, мы не признаем законным правительство, идущее против тысячелетнего мировоззрения нашего народа, и мы ушли за границу, чтобы ему не подчиняться. Почему же архиереи и прочие клирики должны обещать ему лояльность? Требует ли архиепископ Константинополя, Вселенский Патриарх, от своей греческой и иных народностей паствы, находящейся в Америке и других частях света, лояльности турецкому правительству?

Патриарх Антиохийский, патриархат которого обнимает Сирию и Ливан, требует ли лояльности к одному или другому правительству от людей, им неподвластных?

Требовал ли Русский Святейший Синод лояльности к русскому правительству и даже самому благочестивейшему императору от православных, являвшихся гражданами Америки или бывших подданными других государств?

Во время Русско-японской войны просветитель Японии, русский архиепископ Николай, оставаясь в Японии, благословлял православных японских воинов, шедших на войну сражаться за свое Отечество. Хотя сам он лично не совершал богослужений, т. к. не мог молиться о победе над родной ему Россией, но разрешил это делать подчиненному ему японскому духовенству. По окончании войны он за исполнение своего пастырского долга был награжден Русским Святейшим Синодом и самим русским царем. Если так поступал благочестивый царь и Святейший Правительствующий Синод, то имеет кто-либо право, и есть ли в том нравственная правда — от людей, борющихся с безбожной властью, через их духовных пастырей требовать покорности ей?

Когда Сербский Патриарх Арсений III, а после него Арсений IV, со своею паствою покинули свое Отечество, находившееся с XIV века под властью турок, и переселились в другую страну, архипастыри и пастыри переселившихся сербов не подчинялись больше новым патриархам Сербии, порабощенной турками, дабы быть свободными.

Не подобное ли совершилось в Греции? Почему возникла и существует как автокефальная Церковь Элладская, хотя область ее искони составляла часть Константинопольского (Вселенского) Патриархата? Когда в 1819-20 годах было восстание греков против турок, турецкое правительство потребовало от Патриарха отлучения восставших греков, и Патриарх это выполнил. Хотя греки хорошо знали, что он лишь внешне выполнил то, что от него требовали, оставаясь душою и сердцем с ними, однако, объявив его прещения недействительными, они церковно стали управляться независимо от него, а при образовании Элладского государства была устроена независимая Элладская Церковь. Около 30 лет архиепископ Константинопольский и Элладский Синод не имели между собою общения, пока между Патриаршей и Элладской Церквами не установились отношения как между Церквами независимыми. До недавнего времени греки, проживавшие в других странах, окормлялись духовенством Элладской Церкви, и лишь после Первой мировой войны, когда Турция была полуразрушена и ослаблена, греки в диаспоре стали вновь духовною паствою Вселенского Патриарха. <…>

Если стремление сохранить духовную свободу и оградить себя от всякого влияния властей, хотя и не христианских, но все же почитавших по-своему Бога и хотя ограничивавших свободу христиан, но открытое преследование допускавших лишь временами, были причиной внешнего отделения частей Церкви от Матери-Церкви, то тем более справедливо, допустимо и необходимо предохранение верующих от всякого давления власти, открыто поставившей себе целью борьбу с религией как с суеверием и систематически стремящейся к уничтожению ее.

Церковь испытывала страшные гонения и претерпевала их, увенчиваясь сонмом новых мучеников. Но никогда Церковь не желала гонений и молилась об избавлении от них и от соблазнов. Молилась о неуспехе гонителей, и известно, что Юлиан Отступник погиб, когда св. Василий Великий молился о сохранении Церкви от него.

Кому нужно уничтожение Зарубежной Русской Церкви? Русским ли беженцам, Русскому Зарубежью? Но именно Зарубежная Церковь дает ему духовную силу, объединяет, предохраняет от полного исчезновения с потерей православной веры, а вместе и всей русской культуры, созданной православием. Только враги России и русского народа могут желать этого.

Нужно ли, полезно ли Русской Церкви внутри России уничтожение Зарубежной Церкви и присоединение к Патриаршей? Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. <…> Мы верим и знаем, что сильна православная вера в России. <…>

Русские беженцы, рассеянные по всему свету, часто находясь в тяжелых условиях, ждут того светлого дня, когда Отечество освободится от власти безбожников, терзающих душу и тело их братьев, и они смогут соединиться с ним. Русская Зарубежная Церковь несет с ними тяжкий крест изгнания. Ни в чем не изменив православию, храня предания и обычаи Русской Церкви и ее материальное достояние, находящееся за границей, она, по силе своей, окормляет свою паству, удерживает ее в православии и воспитывает в ней новые поколения и распространяет православие в народах, среди которых находится. В церквах зарубежных всегда возглашаются молитвы о страждущем Отечестве, о гонимой Церкви, о умученных и убиенных, за которых не смеют открыто молиться там <…> Все те моления возможны лишь при независимости от тех, кто в руках той самой лютой власти находится и ей покоряется. <…>

Центр Русской Зарубежной Церкви находится в Нью-Йорке, в большом здании, пожертвованном ей одним богатым русским человеком. Здесь помещается Собор с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, покои митрополита, синодальная канцелярия, возглавляемая секретарем Синода, и разные учреждения. Русская Зарубежная Церковь имеет свою семинарию (стоящую в ранге высших учебных заведений по местным законам), свои средние учебные заведения и школы, в которых растущие за границей дети проходят православное вероучение и воспринимают русскую культуру. Приходы и церковные общины Русской Зарубежной Церкви разбросаны по всему миру, имеются и в крупных городах с мировым значением, и в пустынных местах, где горсточка русских. Их окормляют священники, часто принужденные совершать большие путешествия, чтобы посетить живущих на больших расстояниях прихожан. Другие должны добывать себе пропитание каким-либо трудом, т. к. бедная их паства не может их обеспечить.

Особенное значение имеет Русская Духовная Миссия в Иерусалиме с двумя женскими монастырями (Елеонским и Гефсиманским). Она постоянно борется за сохранение своих святынь — на Елеонской Горе, в Хевроне, у Порога Судных Врат — и способствует устройству паломничеств.

<…> Тот, кто в пленении и кто на свободе, даст в свое время ответ Великому Архиерею, Всеправедному Судии. Да скажет Он тогда «В мале был еси верен… вниди в радость Господа Твоего».

 


Комментарии [0]