Статьи, проповеди  →  Особенности великопостных богослужений в 2017 году
5 марта 2017 г.

Особенности великопостных богослужений в 2017 году

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Стихира на «Господи, воззвах» в Неделю сырную вечера

 

Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней), Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы.

В этой небольшой заметке хочется отметить особенности постовых служб, в том числе характерные именно для текущего года, чтобы прихожане не пропустили важные части богослужений.

В период Великого поста в седмичные дни (т. е. на буднях) происходит опережающее смещение суточного круга богослужения: например, утром (в т. ч. перед Литургией Преждеосвященных Даров) служится Вечерня, относящаяся уже к следующему дню; Утреня же текущего дня служится либо непосредственно перед Вечерней, либо накануне вечером.

Праздники, на которых в Великий пост на буднях Устав определяет служить полиелей (Обретение главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовые или особо чтимые праздники, например, Державной иконы Божией Матери), имеют тоже свои особенности. Служба, за некоторыми исключениями, остается постовой. В связи с изменением структуры постовых богослужений, стихиры святым поются на службе предыдущего дня (т. е., например, для службы Обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта н. ст. стихиры праздника будут на Вечерне, которая служится 8-го марта утром); на Утрене, после мирной ектении, вместо «Аллилуиа» и Тро́ичнов Триоди — «Бог Господь…» и тропарь праздника; постовые тропари и кондаки на часах и на изобразительных также заменяются на тропарь и кондак праздника. Канон поется с библейскими песнями в особой, праздничной редакции; сугубая ектения в конце Утрени, которая в обычные постные дни заменяется на 40-кратное «Господи, помилуй», при полиелее возвращается на свое место. Однако Великое славословие в седмичные дни никогда не поется, а читается: даже на Благовещение конец Утрени имеет постовое окончание — ради стихир Триоди.

На Крестопоклонной седмице (с 20 марта) в среду и пяток отменяются службы рядовым святым по Минее, а служится особая служба Кресту из Триоди. Поэтому в этом году праздник 40 мучеников, который попадает на среду Крестопоклонной недели, переносится на день раньше.

7 апреля (пятница), на Благовещение, которое в этом году попадает в канун Лазаревой субботы, на Вечерне перед Литургией Иоанна Златоуста (единственный раз за Четыредесятницу, когда в будний день служится полная Литургия) уже будут, помимо стихир праздника (а точнее, уже попразднства), петься стихиры праведного Лазаря и особая стихира этой пятницы «Душеполезно совершивше Четыредесятницу...» Стихиры же самого Благовещения «Совет Превечный» поются на Великой Вечерне накануне (т. е. 6 апреля на утренней службе), а праздничная всенощная (6-го вечером) начинается с Великого повечерия. Также стихиры «Совет Превечный» поются на Вечерне Субботы Акафиста, т. е. утром в пятницу 31 марта.

Протопресвитер Александр Шмеман писал о важности постовых богослужений так: «Надо подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы смягчить наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.

Эта постная атмосфера, это единственное состояние духа создается главным образом богослужениями, различными изменениями, введенными в этот период Поста в литургическую жизнь. Если рассматривать в отдельности эти изменения, они могут показаться непонятными рубриками, формальными правилами, которые надо формально исполнять; но взятые в целом они открывают и сообщают нам самую сущность Поста, показывают, заставляют почувствовать ту светлую печаль, в которой подлинный дух и дар Поста».

Алексей Царевский


Комментарии [0]