Статьи, проповеди  →  Проповедь протоиерея Леонида Царевского на Всенощном бдении на 9-е воскресное Евангелие (Ин., 65 зач., XX, 19-31)
26 апреля 2017 г.

Проповедь протоиерея Леонида Царевского на Всенощном бдении на 9-е воскресное Евангелие (Ин., 65 зач., XX, 19-31)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во многих Евангельских отрывках, повествующих о воскресении Господа, ученики поначалу не узнают Христа. В сегодняшнем чтении — апостолы сразу Его узнают.

Он является чудесным образом сквозь закрытые двери и оказывается посреди них. Что они делали в это время? Молились, беседовали, трапезничали. По Евангелию от Луки, если речь идет об одном и том же явлении Христа, Иисус стал есть с ними рыбу и мед. Он — посередине, потому что Ему подобает быть в центре всего: Он — Господь. И они сразу понимают, что это Он и исполняются радости: «Возрадовашася ученики, видевши Господа».

Апостолы видят смертельные раны Христа, но радость от общения с Ним перекрывает все. Для того Господь все это совершает, чтобы апостолы, а вместе с ними и мы, и все поколения христианские могли тоже убедиться, как сказано потом в конце сегодняшнего чтения, что все это написано для того, чтобы мы имели веру. Для того Господь таким образом является, чтобы показать, каков будет обновленный человек. Кто со Христом умер, тот со Христом и воскреснет. Что значит: «воскреснет»? А вот каков Господь, таковы и те, которые считают себя Христовыми, Господними.

Мы все тоже должны пройти через смерть. У кого-то тоже будут раны от ударов меча или выстрелов, кто-то в болезнях, кто-то еще от чего-то, но все пройдут через это событие — смерть. И внутренне тоже — каждый человек будет изранен. Мы уже изранены нашими грехами и всеми бедствиями, которые в мире происходят. И эти раны дойдут до своего предела, то есть до смерти. Это раны, действительно, ужасные, но воскресение все победит, все преобразит. Наши раны, наша смерть должны стать тем семенем, которое, падая в землю, не умрет, а принесет плод. Как из одного семечка вырастают огромные деревья или колосья со многими семенами, в тридцать, шестьдесят или сто крат, точно так же наша жизнь по отношению к будущей жизни является лишь малой долей процента, какой-то мизерной частью того, что должно быть. Что-то сохранится от нашей жизни, какие-то свойства, данные Богом, но они должны будут приумножиться настолько, что почти уже невозможно будет узнать человека.

Вот одно из свойств — прохождение через запертые двери. Сейчас вы тоже можете пройти в закрытую дверь, если ее взломаете или взорвете, а тогда не понадобится этих сложностей, просто пройдете, как ангелы. Завтра мы с вами услышим Евангелие о хождении Господа по воде, по морю бурному. Петр тоже смог пойти по воде, тут — то же самое. Для ангелов пройти по воде — никаких проблем, им даже, наверное, странно, что мы не можем. А мы не можем, потому что находимся в греховном, земном, отпавшем от Бога состоянии. Но должны преобразиться так, что смертельные раны будут побеждены жизнью, жизнью Христовой, нашей жизнью во Христе.

Для того, чтобы это совершилось, человек должен пройти все, что Господь велит: все жизненые ситуации. Что-то нам кажется мелким, незначительны, а оно оказывается очень нужным для спасения. Другие ситуации представляются нам чем-то невероятным, что вот если то-то и то-то произойдет (или наоборот, не произойдет то, что хочется), то человек чуть ли не руки на себя налагает, ропщет, а это, на самом деле, даже неважно: попал на работу — не попал, купил — не купил, потерял — не потерял, сгорело что-то или не сгорело. Хотя, все важно. Все важно, если правильно воспринимается: как данное Богом, чтобы мы это приняли от Него. И мы должны принять от Бога Его благословение.

По-разному Господь нас благословляет, в том числе таким прямым способом, о котором мы сейчас слышали в Евангелии: «Мир вам». И Он показывает все, что должно с нами быть. И с миром Христовым мы должны все перенести.

И вот один из апостолов, Фома, по Промыслу Божию, оказался лишенным и благословения, и лицезрения ран Христа. Апостолы рассказали ему, что видели Господа, и по контексту Евангелия ясно, что они именно о ранах говорили, потому что Фома сказал: хочу вложить руку мою в раны. Апостолы хотели поделиться своей радостью, что Учитель жив, но пока Фома не увидел, он не мог обрести эту радость. И потом Господь ему говорит: «блаженны не видевшие, и уверовавшие». Но главное не в том, что Он его укоряет. Когда Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой», он, конечно, кается, но еще больше он радуется. Радуется, что он знает теперь путь, знает, зачем жить, знает, каким он должен стать, какую радость он должен и может передать другим. Блаженны — это счастливы, а радость, счастье — это понятия родственные: кто счастлив, тот и радостен.

Блаженны мы, если уверуем. У нас нет такой непосредственной, как у апостолов, возможности увидеть Христа, но все остальное у нас есть. Есть общение с Богом через Таинства Церковные, через благословение священника, через чтение Евангелия, у нас есть возможность увидеть раны Христа на самих себе, потому что мы можем увидеть свои грехи, и можем увидеть, как Господь исцеляет эти грехи — прощает — и эти раны оказываются уже не смертельными. И это означает, что какие угодно раны могут стать не смертельными, если победит радость наша, радость от того, что мы узнали Господа.

Кто-то желает называться христианином, чтобы чудеса всем показывать. Это описано в Деяниях апостолов, как Симон-волхв просил апостолов: «Дайте мне эту власть». И это оказалось гибельно. Да, к сожалению, очень многие видят в Церкви и в христианстве не то, что есть на самом деле. Ждут какой-то земной славы и здешнего прибытка. А Христос дарует нам именно вечную жизнь и спасение вечное. И, конечно, это сопряжено с особыми свойствами новыми, которые будут в человеке, но эти свойства лишь указывают на главное: указывают на Христа. Можете вскрывать сколько угодно, даже самым чудодейственным образом, дверей, но если там в результате не окажется твоей встречи со Христом: «Господь мой и Бог мой!» —то все будет без смысла.

Поэтому постараемся вместе с Фомою сегодня огорчиться, познаем себя в том состоянии, когда он еще не видел Господа, когда он был в недоумении, в унынии даже: как же так, все видели, а он не видел, его друзья апостолы знают уже тайну воскресения Христова, а он не знает. Огорчимся — и возжелаем узнать, и Христос придет к нам. Аминь.


Комментарии [0]