Статьи, проповеди  →  Слово протопресвитера Валерия Лукьянова на прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского из книги «Светильник благодати»
19 сентября 2017 г.

Слово протопресвитера Валерия Лукьянова на прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского из книги «Светильник благодати»

Продолжаем публикацию отрывков из книги «Светильник Благодати» протопресвитера Валерия Лукьянова (см. № 153 нашей газеты), приуроченную к обретению мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (12 октября н.ст.) и 90-летию автора книги.

 

Прот. Валерий Лукьянов (род. 21 декабря 1927 г.) — многолетний настоятель Александро-Невского собора в городе Хауэлл, Нью-Джерси, США (с 2014 г. — почетный настоятель). С ранних лет был под водительством свт. Иоанна, который рукоположил его в сан диакона. В 1986-1987 гг. прот. Валерий исполнял должность начальника Русской Православной Миссии в Иерусалиме (в которой веком ранее подвизался строитель Русской Палестины — архим. Антонин (Капустин)).

 

«Благодать и милость Господня со святыми его! Завершение, с трепетом и благоговением ожидаемое! Свершилось великое и чудесное явление!.. Подобно лучу обнадеживающего света среди тьмы, является нам великий праведник и подвижник, новый угодник Божий Иоанн Святитель. <…> 28 лет молились мы у гроба святителя, 28 лет приносили ему свои просьбы в молитвах, и он внимал им, доносил бесчисленные ходатайства до Престола Божия. А ныне мы имеем величайшее утешение лицезреть нетленные мощи владыки, припасть к его деснице, вознести ему не только свои прошения, но и горячие молитвы, в радости о даровании его миру как законно прославленного Церковью святого, по обетованию Самого Спасителя: «Несть бо тайно, еже не явлено будет: ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет» (Лк. 8, 17). Мысленно воскрешая и прослеживая подвижнический жизненный путь владыки Иоанна, мы должны с благодарностью свидетельствовать о том, что в его образе мы имеем неистощимый источник вдохновения, а также пример, которому мы можем следовать в нашей собственной жизни в благочестии. <…> Если внимательно всмотреться в житие новоявленного святителя, то мы увидим, что владыку Иоанна Господь щедро одарил многими добродетелями. <…> Все помнят, какую трогательную любовь проявлял приснопамятный архипастырь к детям, сиротам и убогим, для которых он был нежным покровителем и защитником. Вкусил он немало оскорблений и гонений и тем не менее был поистине милосердным, но, когда того требовала церковная дисциплина, он был строг и взыскателен и — всегда справедлив. Скромность, простота, нестяжание — вот отличительные черты его характера, а духом он неразлучно пребывал в стихии святых, с удивительной основательностью знал их жития, любил в проповеди и в простой беседе поучать на примерах из их житий. С удивительной настойчивостью разыскивал места подвигов и упокоения раннехристианских святых, совершал богослужения в их память, призывал чтить этих угодников Божиих. Всем этим владыка олицетворял безграничную любовь к падшему и болезнующему человеку; постоянно соучаствуя в судьбах и жизни людей, он понимал их недостатки и оплошности, вымаливал им прощение у Господа. <…> После кончины владыки эти устремления людей к нему не только не прекратились, а напротив, умножились с удивительной силой. Его чудесная усыпальница согревала тысячи унывающих, растерянных и потерянных душ. <…> Зададим себе вопрос: какою особою благодатью все это могло совершиться? Несомненно, что дивный дар святости проявился в глубочайшей любви владыки к Богу: единственное, что он мог делать, — это гореть, как свеча, перед очами Господа; ничто меньшее не могло его не только удовлетворить, но и вообще удержать на этой земле. Эта пламенная любовь его к Богу обратилась в особую благодать, ответно излившуюся на него от Господа и явленную в таких милостях, как дар молитвы сердечной и умной, помощь в преодолении естественных человеческих слабостей. <…> Разным подвижникам были даны какие-то особые дарования в определенной области, а вот святителю Иоанну преподана была полнейшая мера Божественных даров, и это не случайно, ибо явился он в такое время, когда мир подлинно утопает в безнравственности и безверии, — так, как этого еще никогда доселе не было в истории человечества. <…> Вместо уныния нам сейчас нужно крепче возлюбить Господа, теснее войти в жизнь Церкви, упорядочить наше отношение к ее правилам благочестия, в благоговении и готовности приступать ко всем спасительным таинствам ее. Взирая на нетленные и многоцелебные мощи святителя Иоанна, вспомним о его всегдашней молитвенной настроенности, процветшей в столь дивный образ святости, и помолимся о молитве — о даро-
вании нам в ней порядка, сердечности и разумения, о благословении ею всех наших начинаний и добрых дел, об обретении через нее тихой радости, мира душевного, наипаче же спасения душ наших в вечности молитвами славного новоявленного угодника Божия святителя Иоанна. Аминь».

 


Комментарии [0]