Статьи, проповеди  →  100-летие Поместного Собора, восстановления патриаршества и начала масштабных гонений
5 февраля 2018 г.

100-летие Поместного Собора, восстановления патриаршества и начала масштабных гонений

«Промыслительно, что Церковь вошла в период гонений, будучи укрепленной молитвой Поместного Собора 1917-1918 гг., одним из важных деяний которого стало восстановление патриаршества <…>. Избрание святителя Тихона Патриархом определило для него исповеднический венец, а Церкви в тяжелую годину испытаний дало мудрого пастыря, готового в нужный момент проявлять твердость, решительность и принципиальность в отстаивании церковной правды» (Патриарх Кирилл).

В год 100-летия открытия Поместного Собора 1917-18 гг. и восстановления патриаршества в Русской Церкви в богослужебный месяцеслов включено соборное празднование в честь участников Собора, прославленных в лике новомучеников и исповедников — Собор отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Дата празднования — 5/18 ноября — день избрания митр. Московского Тихона (Белавина) Патриархом Всероссийским, первым после более чем 200-летнего перерыва. В число отцов Поместного Собора 1917-18 гг. включены 46 человек — миряне, монашествующие, священнослужители.

Всего в состав участников Собора входили 564 члена, в том числе 227 представителей иерархии и духовенства и 299 — от мирян. Как отметил Патриарх Кирилл, «многие, если не большинство, членов Собора были репрессированы, епископат расстрелян, уничтожен, как и прочее духовенство».

В период подготовки и во время работы Собора (с 28.08.1917 г. по 20.09.1918 г.) в стране разразились драматические события: в марте 1917 г. пала монархия; было организовано, а затем свергнуто Временное правительство, произошла Октябрьская революция и установлена советская власть, издан Декрет об отделении Церкви от государства. В городах стоял грохот пушек и треск пулеметов, на улицах лежали убитые и раненые. Собор начинался, когда Россия вела войну с Германией, а заканчивался в дни, когда в стране разгорелась Гражданская война. Пытаясь остановить братоубийственную бойню, почти сразу же после избрания Патриарха Собор издал воззвание с призывом к всеобщему покаянию: «К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град».

20 сентября 1918 г. члены Собора собрались на последнее заседание. В принятом определении говорилось, что следующий Собор должен состояться весной 1921 г., однако развернувшиеся антицерковные гонения и последующая история Советской России привели к тому, что очередной Поместный собор Русской Православной Церкви состоялся лишь спустя 27 лет, в 1945 г.

Произошедшая революция ознаменовала собой начало крупномасштабных, не виданных ранее гонений на Церковь. Разрушив столп общества — монархию, большевики стремились уничтожить и Церковь как духовный стержень «старого мiра». В результате перед войной, в 1939 г., на территории СССР оставалось не более 150 действовавших храмов, около 300 служивших представителей духовенства и 4 правящих архиерея. За этот период количество храмов сократилось на 98%, а численность священно- и церковнослужителей — на 95%. Казалось бы, как организация РПЦ была практически полностью разгромлена.

Репрессиям подверглись и другие слои населения: в 1937-1938 гг. было арестовано 1 500  000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Только в 1937 г. было арестовано 59 епископов (и еще 39 обновленческих), большинство из которых казнено.

Вспомним некоторых новомучеников, память которых совершается в ноябре-декабре:

Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский (1871-1917), открывший скорбный список новомучеников Российских ХХ века, был растерзан большевиками в первую же неделю после Октябрьского переворота. Потомственный священник, законоучитель, миссионер, попечитель страждущих, храмоздатель, удостоен за свои труды на благо Церкви и Отечества высоких наград, дающих право на дворянство. Нес служение в Алеутской и Аляскинской епархии, в т. ч. под началом будущего Патриарха Тихона. Трудами о. Иоанна был построен храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. За год до мученической кончины назначен приходским священником Екатерининского Царскосельского собора. 12 ноября н. ст. 1917 г., во время артиллерийского обстрела Царского Села, о. Иоанн возглавил крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Отряды большевиков, вступившие на следующий день в Царское Село, арестовали многодетного пастыря и умучили его на глазах сына-гимназиста. Глубокой скорбью отозвалась эта кончина в сердцах участников Поместного Собора, проходившего в Москве. Но и после кончины пастырь продолжил мученическое служение. Собор, в усыпальнице которого его погребли, был взорван в 1939 г., и на месте захоронения мученика вплоть до начала 2000-х гг. находился памятник вождю коммунистов В. Ленину. Раздробленные взрывом мощи святого были обретены при восстановлении собора. Ныне они покоятся в специально устроенной раке в восстановленном Екатерининском соборе — в левом приделе, освященном в честь сщмч. Иоанна Царскосельского.

14.11.1937 расстрелян в Карагандинском концлагере сщмч. Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (1872-1937), видный церковный деятель, богослов, член временного состава Священного Синода, учрежденного Патриархом Тихоном; соратник Патриарха Тихона и Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского) в борьбе с обновленческим расколом.

20.11.1937 — сщмч. Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский (1863-1937), участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом (Казахстан). Митрополит Кирилл — один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Церкви, образец духовной силы и твердости в исповедании веры, стойкий и последовательный обличитель «Живой Церкви» и неоправданных компромиссов с советской властью. В 1926 г. был тайно избран Патриархом: 72-мя архиерейскими подписями — против одной за митрополита Сергия (Страгородского). ГПУ не допустило интронизации новоизбранного Патриарха, т. к. он категорически отверг требование (впоследствии принятое митрополитом Сергием) поставлять и перемещать архиереев по указанию власти. При советской богоборческой власти митрополит Кирилл прожил 20 лет и лишь менее трех из них на свободе, а 17 лет — в тюрьмах, лагерях, ссылках. Завершил свой мученический путь 74-летним старцем.

08.12.1937 — в Катынском лесу под Смоленском расстрелян сщмч. Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, член Поместного Собора, приложивший много трудов к благоукрашению Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря (в бытность его наместником), ректор Холмской семинарии, краевед, духовный просветитель, вернувший в православие отпавшие в обновленчество приходы своей епархии.

10.12.1937 сщмч. Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский (1861-1937), член Предсоборного Совета и Поместного Собора, в 1918-1921 гг. — настоятель храма Всех Святых на Кулишках. Резко выступал против восстановления патриаршества, однако после избрания Патриарха Тихона стал одним из ближайших соратников Святейшего, а затем и Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского). Противостоял поддерживаемому советской властью григорианскому расколу — попыткам заменить Патриаршего Местоблюстителя так называемым Высшим Временным Церковным Советом (ВВЦС). Как и большинство новомучеников, прошел ссылки, Бутырку, Лубянку, поражение в правах. Почивает мощами на «Русской Голгофе» — Бутовском полигоне, где 332 убиенных прославлены в лике святых.

11.12.1937 — сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, член Поместного Собора. Происходил из древнего дворянского рода, давшего России известных военачальников, также начинал свою деятельность военным. Выйдя в отставку, по благословению Иоанна Кронштадтского принял священство; а после смерти супруги — монашеский постриг. Известен как автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», способствовавшей — при активной поддержке императора Николая II — прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. Оценивая постигшие Церковь гонения, говорил: «Это золото очищается в горниле испытаний». Священномученик возглавляет сонм Бутовских новомучеников — и как старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, и как самый старший из них по возрасту.

31.12.1937 — сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской (1872-1937). Усердно служил на ниве духовного просвещения и образования, возглавлял Олонецкую духовную семинарию, автор трудов: богословских, по церковной педагогике и воспитанию. Преодолел обновленческий раскол на астраханской кафедре. Патриарх Тихон, отмечая крайний аскетизм и необычайную силу духа архипастыря, называл его святым, светильником Церкви. Последние годы жизни архиепископ Фаддей возглавлял Тверскую (Калининскую) кафедру.

Патриарх Кирилл, напоминая об уроках столетия, сказал: «На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу».

 

Отцам Поместного Собора 1917-1918 гг.:

Тропарь, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, прославити отцы Собора Церкве Русския с Первосвятителем Московским Тихоном, иже верныя люди земли нашея на подвиг исповедания правыя веры благословиша и страдании своими Церковь нашу прославиша.

Кондак, глас 3: Гонения и страдания даже до смерти претерпевающе и православнаго Царства Русскаго разорение обличающе, отцы Собора Церкве нашея к покаянию чада верныя призывают и стояти твердо за веру Христову благословляют.


Комментарии [0]