Статьи, проповеди  →  430 лет учреждения Патриаршества на Руси
3 февраля 2019 г.

430 лет учреждения Патриаршества на Руси

430 лет назад в сонме древних патриарших кафедр появилась еще одна — Московская, на протяжении шести веков являвшаяся митрополией Константинопольской Церкви. 26 января (8 февраля по н. ст.) 1589 г. в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Константинопольский Иеремия с собором архиереев совершил интронизацию первого русского Патриарха — Иова. Восточные Патриархи на соборах 1590 и 1593 гг. признали за русским Патриархом пятое по чести место в диптихе Поместных Православных Церквей. Так завершился процесс формирования самостоятельной Русской Церкви, который начался из-за принятия Константинополем Флорентийской унии (1439) — ороса о соединении Католической и Православной Церквей на условиях полной капитуляции перед католиками.

Русская Церковь сразу отвергла унию. Последний митрополит-грек Исидор Киевский и всея Руси за вероотступничество — подписание унии — был взят под стражу (позднее бежал в Литву, откуда перебрался в Италию). Было решено отделиться от Константинопольского Патриархата, предавшего православие Папе1, и впредь самим ставить себе митрополита по избранию собора русских архиереев. Новым порядком и был поставлен в митрополиты московские рязанский епископ Иона.

Установление Патриаршества было обусловлено возросшим духовным авторитетом Русской Церкви и укреплением Московского государства. После падения Византии Русь являлась единственным независимым православным государством и осознавалась защитницей вселенского православия. На протяжении истории русские Патриархи являли образцы подлинного апостольского служения и евангельской любви. Они были лучшими людьми своего времени, духовными вождями, защитниками догматов веры и церковных канонов, попечителями, просветителями, благоустроителями, исповедниками. Пастырская твердость первых Патриархов — Иова и Ермогена — помогла народу и государству преодолеть тяготы Смутного времени. Оба Патриарха причислены к лику святых.

Показательно, что упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от власти строгой моральной ответственности за все деяния. Велением Петра I в 1721 г. был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод.

Попытки восстановления Патриаршего служения предпринимались на всем протяжении Синодальной эпохи. Патриаршество имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVII, так и в XX в. обретение Россией Патриарха произошло накануне социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель. Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после 200-летнего перерыва, в 1917 г. избрал Патриарха. Промыслительным образом Патриаршество было восстановлено: потеряв царя, Православная Русь вновь обрела отца — Патриарха Тихона. Святейший Патриарх стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри в пору обновленческого раскола, поддержанного, к слову, Константинопольским Патриархатом. Послания Патриарха Тихона особенно актуальны сегодня: «Российская Православная Церковь <...> должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки <...> ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены». Все Патриаршество свт. Тихона было беспрерывным подвигом, последние годы он фактически жил в заключении.

С православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться и в период Великой Отечественной войны, и в первые послевоенные годы. Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX в., пережить эти гонения и выйти на рубеж новой эпохи, эпохи «Второго Крещения Руси», — когда началось первосвятительское служение Патриарха Алексия II. В конце 80-х гг. XX в. пришло избавление от гнета безбожной власти. За 18 лет Патриаршества Алексия II количество храмов умножилось до тридцати тысяч, а количество монастырей — с 18 до 800! Патриарху Алексию II удалось совместно с Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром воссоединить две ветви русского православия. Символом возрождения Русской Церкви в 1990-х годах стало восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, разрушенного безбожниками в 1931 г.

1 февраля 2019 г. исполняется 10 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла — шестнадцатого Патриарха Русской Православной Церкви, продолжающего благодатное духовное окормление, просвещение и масштабное церковное строительство, начатое его славными предшественниками. За время служения Патриарха Кирилла образованы: 60 митрополий Русской Православной Церкви и Среднеазиатский митрополичий округ; 144 епархии; викариатства в Московской епархии; два Патриарших благочиния приходов в ближнем и дальнем Зарубежье. Число архиереев в Русской Православной Церкви выросло почти вдвое: с 200 до 383. Построено и восстановлено почти 6 тыс. храмов и монастырей). Русская Православная Церковь во главе с Патриархом Кириллом вновь мужественно противостоит мощным вызовам, направленным на раскол православия. На Епархиальном собрании 21.12.2018 Патриарх отметил: «Вспомним 20-е, 30-е годы прошлого века, вспомним время святителя Тихона. Русская Церковь подвергалась атеистическим гонениям, а Константинополь делал все возможное, чтобы оторвать от ее живого тела те части, которые оказывались в пределах досягаемости: Эстонию, Финляндию, Польшу, Латвию. Вспомним, как пытался Константинопольский Патриарх Григорий VII низложить святителя Тихона исповедника, обращаясь к нему с призывом отречься от Патриаршества — якобы для блага и «мира» Церкви, для того же торжества «любви», о котором говорит нынешний преемник Патриарха Григория.

Мы не можем совершать Таинства вместе с теми, кто вступил в общение с уклонившимися в раскол и даже с отлученными от Церкви. Мы говорим: «Христос посреде нас», — тем, кто ныне притесняем на Украине, тем нашим братьям, с которыми мы ощущаем полную солидарность. Мы восхищаемся их мужеством, смирением, духовным дерзновением. Мы молимся за них на каждой литургии, мы молимся о единстве нашей Поместной Церкви и о единстве Святого Православия в мире.

Но мы не можем сказать этих же слов: «Христос посреде нас», — тем, кто оказался на одной стороне не с гонимыми, а с гонителями…»

Молитвами Пресвятой Богородицы, св. князя Владимира, новомучеников и исповедников Церкви Русской, прп. Сергия Радонежского, собора Киево-Печерских святых и всех святых да не оставит Господь единой Русской Православной Церкви Своей неоскудевающей милостью и даст духовную благодать и духовную силу ее Предстоятелю право править слово Христовой истины и вести единый церковный корабль неизменным курсом к Небесному Отечеству!


Комментарии [0]