Статьи, проповеди  →  Иван Андреевич Крылов. К 250-летию со дня рождения и 175-летию упокоения (2/13.02.1769 - 9/21.11.1844 гг.)
3 февраля 2019 г.

Иван Андреевич Крылов. К 250-летию со дня рождения и 175-летию упокоения (2/13.02.1769 - 9/21.11.1844 гг.)

Ivan_Krylov.jpg Православная церковность Крылова… это у него важнейшее. Это основа… Крылов дает своего рода образную иллюстрацию того, что читаем в Писании. Едва ли не все басни Крылова раскрывают... действие Промысла в жизни человека.

Дунаев Михаил Михайлович, русский ученый, богослов, литературовед.

13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения И. А. Крылова — классика русской литературы, выдающегося баснописца, автора 236 басен, подавляющее большинство сюжетов которых является оригинальным (лишь ранние басни восходят к Эзопу и Лафонтену). Басни Крылова знают все. Их слушали, когда еще не умели читать. Их изучали в школе. Каждого человека они просто, ненавязчиво и доброжелательно обучали не только основам морали, но и глубокому пониманию мироустройства, христианской нравственности. «Дедушку Крылова», которого часто цитировали Оптинские старцы, наш современник, монах Лазарь (Афанасьев) (1932-2015) называл мирским старцем, христианским мудрецом.

К прославившему его жанру басни Крылов обратился в зрелые годы, пройдя нелегкий путь личностного и творческого становления. Отец Ивана Андреевича был офицером, руководил обороной Яицкого городка во время пугачевского бунта (стал прообразом капитана Миронова в «Капитанской дочке» Пушкина). Мать будущего баснописца была малограмотна, но — по словам сына — «умна от природы и исполнена добродетелей». Отец рано умер, оставив в наследство вдове и двум сыновьям (старшему, Ване, было 11 лет) лишь сундук с книгами. Не имевший возможности окончить школу, Крылов всю жизнь упорно занимался самообразованием: много читал, самостоятельно изучил французский, немецкий, итальянский языки, а на склоне лет — и греческий, хорошо рисовал, играл на разных музыкальных инструментах, разбирался в истории и философии, увлекался математикой. Рано почувствовал тягу к литературному творчеству: уже в 15 лет сочинил небольшую комическую оперу «Кофейница». Немногие знают, что Крылов писал также оды, большая часть которых представляет собой переложения псалмов, лирические размышления по мотивам «Песни Песней» царя Соломона и Книги Екклезиаста.

Уже в начале XIX в. Крылов почитался как «патриарх современных писателей» и пользовался с их стороны огромным уважением. «Истинно народным поэтом» называл Крылова Пушкин, как «представителя нашей национальной поэзии» ценил его Жуковский. Киреевский видел историческую заслугу Крылова в стремлении «быть русским в то время, когда всякое подражание почиталось просвещением». Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». В них автор наглядно и постоянно вразумляет и нас, его потомков: вот пороки, несовместимые с жизнью во Христе, от которых требуется освободиться. От осуждения: «Чем кумушек считать трудиться,/не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Зеркало и обезьяна). От увлечения безграничной свободой, переходящей в свободу греха: «Как ни приманчива свобода,/ Но для народа/ Не меньше гибельна она,/ Когда разумная ей мера не дана» (Конь и Всадник). От гордыни: «Гляди-тко нас, как мы махнем!../ И возик свой мы не свезем, а скатим! <...> И с возом — бух в канаву!» (Обоз). О греховности пассивного порхания в бездумной надежде на стороннюю помощь и отказа от собственных усилий, которых от человека ждет Промысл: «И до вешних только дней прокорми и обогрей!» (Стрекоза и Муравей).

Отдельно следует сказать об исторической наполненности многих басен. До конца XVIII века в России не было деления на историю, публицистику и литературу. Иван Андреевич, продолжая традиции XVIII века, был писателем, басни которого превращались в живую историю, объясняя современникам происходящее, например события Отечественной войны 1812 г., в доступной всем слоям общества форме («Волк на псарне», «Обоз», «Щука и кот» и др.). Но басни Крылова и универсальны: в них и эпос, и драма, и комедия, и на все века христианская нравственность. Он подготовил почву для Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Цитаты из басен прочно вошли в наш язык на правах пословиц и поговорок, поистине крылатых выражений: «у сильного всегда бессильный виноват»; «услужливый дурак опаснее врага»; «а воз и ныне там»; «пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем»; «ты все пела, это — дело…»; «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» и многие-многие другие.

Выдающийся баснописец умер 75-ти лет от скоротечного воспаления легких. По свидетельству близко знавшего Крылова академика Лобанова, тот умер с молитвой «Господи, прости мне все согрешения мои...». После отпевания в Исаакиевском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским) Ивана Андреевича похоронили в Александро-Невской Лавре, рядом с могилой Н. М. Карамзина. В 1855 г. в Летнем саду был открыт памятник Крылову работы П. К. Клодта на народные средства.

Вечная благодарная память русскому православному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову!

Калихова Светлана Петровна


Комментарии [0]