Статьи, проповеди  →  «Премудрость созда Себе Дом». Иоанн Шанхайский
19 июля 2019 г.

«Премудрость созда Себе Дом». Иоанн Шанхайский

СЛОВА иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Циндао, 1948 г.: «Русский Пастырь», Сан-Франциско, 1994.



«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Вся Премудростию сотворил еси!» (Пс. 103), возглашал еще древле Псалмопевец.

Что же есть та Премудрость (или по-гречески София), Которой сотворено все?

В другом псалме говорится: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).
А святой Евангелист Иоанн Богослов возглашает: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 1-3).

Тот же Евангелист дальше говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).

Итак, Слово, через Которое все сотворено есть — Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также «Премудростию Божиею», потому что Бог Отец все творит через Своего Сына. (Ефес.3,10).

Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, все движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего! Каждое животное до мельчайших насекомых имеет необходимые приспособления для сохранения, защиты и развития своей жизни и размножения своей породы. Каждое одушевленное и неодушевленное тело в природе состоит из мельчайших тел, стройно расположенных, и представляет дивное строение, изящную ткань Великого Строителя и Художника. Всмотримся в себя самих, какое чудное и мудрое сочетание невидимого и видимого мира представляем мы сами! Чем глубже проникает наука в тайны природы, тем яснее становится, что она является творением величайшей мудрости, и тем выше устремляется наш умственный взор, познавая своего Создателя. Самая способность наша познавать, размышлять, использовать открытия, созидать, поступать разумно показывает, что мы возникли не самослучайно, а носим в себе самих печать Мудрейшего Творца.

Особенно же свидетельствует о Премудром Боге наш богоподобный дух, возвышающий человека высоко над землей и житейским морем и дающий нам даже в нынешней жизни общаться с горними силами. Все то мы имеем даже ныне, в греховном нашем состоянии падшего человека и подвергнутой тлению природы. Какова же была красота и доброта мира при его создании! Засмотревшись на свою красоту, первый из ангелов, Денница, возгордился и, восхотев стать равным Всевышнему, отпал от Бога. Низверженный с Неба, он позавидовал созданному человеку и соблазнил его на нарушение заповеди Божией. Согрешив, первозданный Адам, а с ним и все человечество, лишились своей первоначальной славы и чести. Помрачился ум человека, ослабела воля, загрязнилось чувство. Лишился человек благодатного общения с Богом, Источником жизни, и стал смертным. С падением венца творения, человека, произошло изменение во всем мире, ибо грех положил на всё свои последствия. Весь мир стал тленным и грешным. Природа, начиная от животных, стала вредить человеку, а сам он внутренне изнывал от разобщения с Богом.

Однако Премудрый Бог еще прежде сотворения мира не только предвидел грехопадение имеющего Им быть созданным человека, но и предрешил, как его исправить. Прежде чем мир получил начало, уже в Совете Пресвятой Троицы было предначертано, что Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, станет человеком и возьмет на Себя грехи мира, загладив преступление Адамово.

Много веков потребовалось, чтобы подготовилось исполнение премудрого Божиего домостроительства и появилась Чистая Дева, достойная стать Матерью по плоти Того, через Которого сотворены Небо и земля и через Которого должно было исполниться предначертание Премудрой Троицы о спасении мира.

Девство Марии и воплощение чрез Нее Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения.

Вместе с человеком и весь мир избавляется от тления, приуготовляясь ныне к тому дню, когда огнем очистится вселенная, вся тварь освободится от рабства тлению и новые Небо и земля явят во всей красоте и доброте творение Божие.

Так разрушен замысл злобы диавольской, и Творец мира премудро все направляет по Своей воле на благо всему творению. Как Бог первоначально сотворил мир Своим Словом, то есть через Своего Сына, так через Сына Божия возрождается мир после грехопадения.

Пречистая Дева, через Которую воплотился Христос, Сын Божий, Творец наш и Спаситель, дабы даровать нам жизнь вечную, была Лествицею, по Которой Бог сошел на землю, и стала для нас Мостом, по Которому мы восходим на Небо.

Задолго до воплощения Христа предрекали о Ней пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог!» восклицает пророк Исаия (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23).

«Христос с небес, срящите». Для сретения Его созидается одушевленная Палата, освященный Храм, в Который вселится снисшедшее с Неба Превечное Слово Божие, чтобы оттуда начать воссоздание мира, соединить вновь Небо и землю.

Возрадуемся же и возвеселимся о рождении Богоизбранной Отроковицы Марии, восхвалим Честнейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу, Дом Премуд-
рости Божией, воздадим достойную честь Ее праведным родителям. Царю же веков, Нетленному, Невидимому, Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, честь и слава во веки веков, аминь (I Тим. 1, 17; Рим. 14, 25).

 


Комментарии [0]