Статьи, проповеди  →  И снова Красная Шапочка...
22 сентября 2019 г.

И снова Красная Шапочка...

В прошлом номере газеты мы напечатали отзывы зрителей и исполнителей о приходском спектакле «И снова Красная Шапочка». Сегодня предлагаем интервью с автором сценария — протоиереем Леонидом Царевским.

Батюшка, как Вам пришла в голову мысль поставить в школе спектакль?

Не знаю, просто пришла и всё. Спектакли у нас в школе постоянно делают, но я не участвовал в них непосредственным образом. Неожиданно возникла такая идея: Красная Шапочка маскируется — то в синюю, то в белую... детектив такой. Захотелось придумать сказку, в которой известный литературный персонаж участвует в жизни современных школьников: какие-то загадки, конспирология, так сказать... Через несколько месяцев после написания первой сцены возник диалог волков, где они с гитарой. Я не сразу понял, что это из одного спектакля. В то время в нашей школе постоянно говорили о волонтерстве, о том, что детей надо к нему привлекать. И отдельная тема сценария — унылые и недовольные жизнью, кислые и депрессивные девочки — некоторые ученицы средних и старших классов.

На что эти девочки жалуются?

«Всё плохо». — На самом деле все более-менее нормально, а они слоняются, жалуются и почти ничего не делают. (И мальчики такие, конечно, тоже есть).

У Вас имеется какой-то общий рецепт для них?

Нет. Но понятно, что чем-то надо их занимать. Тогда настроение у них меняется. Слепоглухие и аутисты, когда находят занятие, тоже значительно веселеют. В нашем сценарии нашлось дело для девочки Нади, волков и других персонажей. Но это сказка, а в реальности гораздо сложнее. Это, конечно, общая проблема.

Кто-то должен придумать и дать задание...

Конечно, наставники должны вести за собой (и организационно, и духовно). Апостол Павел говорил: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15).

Почему именно — сказка?

Вообще, сказки — давняя моя тема, еще с Института культуры. Я писал по ним курсовую работу, тут много интересного для исследования: скрытые смыслы, символика... Сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. Волшебные сказки пришли из язычества. Бытовые обильно насыщены народной мудростью. А, например, в «Курочке Рябе» есть и обычные люди, и курочка с мышкой. Такие смешанные сказки, с элементами волшебства, — самые интересные. Авторские сказки, как правило, зиждутся на народных. В нашей «Красной Шапочке» мы постарались, чтобы чудо было не магическим-языческим, а рождалось из нравственного преображения человека. Например, риэлтор стал меняться не потому, что пирожок оказался волшебным, а потому, что преодолел себя и решился попробовать бабушкин пирожок.

Мы, верующие люди, знаем, что чудеса постоянно происходят вокруг. Иногда хочется это показать тем, кто этого не замечает.

В сказке чудо естественно. Сказка — это способ говорить об очень важных жизненных вещах с помощью притчевого языка, которым и Христос в Евангелии постоянно пользуется. Одна из тем нашей «Шапочки» — сказочные герои не умирают. И действительно, настоящая литература, классика переживает свое время. К народным сказкам это в первую очередь относится, потому что в них вкладываются духовно-нравственные, вечные смыслы.

В Вашей сказке немало загадок. Хотелось бы, чтобы Вы о них рассказали.

Да, она многоплановая. Хотя в этом есть и некий эклектизм, например, пародируются некоторые современные проблемы, фильмы, реклама. Тандем риэлтора и менеджера поднимает вопросы конспирологии, «масонства». Действительно ли это опасно сейчас? Тема серьезная и неясная. С точки зрения христианства это опасно, но духовно преодолимо. Через исполнение заповедей совершается победа над очень страшными вещами, способными человека извратить или убить. Но, может — это утопия? Мы знаем, что так или иначе будет приход антихриста... И все равно мы должны нравственно сопротивляться. В том числе печь пирожки, помогать друг другу и вдохновлять на добрые дела.

Какие «секреты эффективности» у Красной Шапочки? Почему она побеждает?

Просто она ко всему открыта и старается всем делать добро.

Очень многие не могут так жить, не хотят, даже считают глупым так себя вести.

А она ни на кого не оглядывается, живет по совести. Она же из сказки! Считает своим долгом помогать, хоть это реально трудно, и бывает, что и у нее опускаются руки. Но Шапочка не отчаивается и находит помощников. Цель постановки — вдохновить наших учителей, учеников и их родителей на нормальную христианскую жизнь: дело делать, а не сидеть по углам и киснуть. А дел у нас много.

Как шла работа над сценарием?

Написал около половины и застрял. Общая идея была понятна, но дело не шло. Тогда обратился к режиссеру Дине Бикматовой за помощью, и мы вместе дописывали. Поросят, например, придумала она (был вариант, что сам Карабас-Барабас — судья). Вообще, делать сценарий вместе очень интересно. Кстати, тему риэлтора мы со Светой Анисифоровой придумали еще несколько лет назад: готовили спектакль для слепоглухих, но он не состоялся. Я долго скрывал от Дины основной сюжетный поворот. Это делалось для того, чтобы творческая мысль лучше работала. Идей было много: хотели Курочку Рябу вставить, чтобы риэлтор поймал ее и расплачивался с судьями золотыми яйцами. Потом решили это убрать, потому что и так слишком много всего. Сказка навевалась разными вещами. Конечно же, и фильмом про Красную Шапочку — напрямую в спектакле использованы музыкальные мотивы из него. Идею интермедии между актами — волки с охотниками — тоже подала Дина. По-моему, актеры исполнили это великолепно!

В сценарии 21 действующее лицо... Когда Вы выписывали роли, представляли, кто кого будет играть?

Сначала в качестве главной героини видел Машу Игнатенко. Она вполне отвечает этому образу. Но это было два года назад, а сейчас она уже в других сферах — волонтер у Патриарха. Ясно стало, что надо брать ребят помладше. На Маше Едакиной довольно быстро остановились, ведь она актриса уже с опытом. Роли волков изначально написаны для Андрея Игнатенко и Толи Боголюбова. Их на репетициях приходилось притормаживать, они слишком много импровизировали, никак не могли понять, что если им дать развернуться, спектакль состоял бы только из их сцен. С Карабасом-Барабасом вопросов не было: получилась пародия Мити Бурачевского на него самого (вспомните его чихания на клиросе), он очень ярко все сделал, с удовольствием себя изобразил. С девочкой Надей были варианты. Думал взять одну из тех самых «кислых девочек», но они уже довольно большие, в старшей школе. Петю предлагали другому мальчику, но тот отказался. Риэлтора довольно быстро увидел в Романе Рогове, это вообще его первая роль. Он всегда помогает своей жене Юлии Александровне в организации школьных балов, спектаклей. Про Свету Анисифорову сразу понятно было, что она — одна из бабушек. А на роль другой бабушки пробовали нескольких кандидатов из учителей. На маму Красной Шапочки были варианты. Даню Силаева Наф-Нафом увидел почти сразу, он у нас тоже опытный актер, захотелось раскрыть его немного с другой стороны. На пристава сначала хотели взять Дениса Косенкова, но он не смог, уехал. Однажды я зашел к Диме Алехину и Юле Беликовой по какому-то делу, не удержался и прочел им сценарий. Они слушали, смеялись, потом Дима пришел на репетицию. Он великолепно сыграл пристава. Что касается адвоката, то я никак не предполагал в этой роли Алешу Царевского, но на одной репетиции Дина предложила ему поиграть, и у него пошло. Айболит виделся более низкорослым, чем Федор Куранов, но он все сделал замечательно.

Я присутствовала почти на всех репетициях, для меня это был праздник, настоящая радость, очень вдохновляющее зрелище.

Сначала я хотел, чтобы на каждую роль было несколько актеров, тогда бы больше детей поучаствовало. Но Дина отговорила: ведь тем, кто не задействован, будет обидно. Неизвестно было, повторим ли мы спектакль, чтобы можно было сыграть другим составом. Маленьким, конечно, непросто было на репетициях, ведь это трудный процесс. С каждым исполнителем была проведена индивидуальная работа, подробно проговорено каждое действие.

Так будет ли еще играться спектакль?

Постараемся. Во второй половине сентября. Даже хочу «насильно загнать» (шутка, а может, и нет) среднюю и старшую школу. Да, а знаешь, что такое: действие?

Что за чем идет?

Нет! Это что человек совершает на самом деле. Есть действия глобальные (сквозные), есть сиюминутные. Определение действия — это какой-то глагольный оборот, описывающий, что именно происходит. Например: что делает пьяница, когда идет?

Шатается.

Ничего подобного, это не действие! Наоборот, он старается идти прямо. Когда люди друг с другом общаются, у них всегда есть внутреннее действие. Оно бывает явное, но чаще скрыто. Скрытые действия: хочу что-то выяснить, хочу обмануть, обвести вокруг пальца, чего-то добиться от человека, в чем-то убедить, навязаться, отвязаться, найти выход из ситуации, продемонстрировать свои возможности, похвалиться и т. д. Риэлтору нужно, чтобы бабушка поверила, что ей желают добра, хотя подлинная цель — завладеть имуществом, но ему надо до времени это скрыть. А потом он вербует новых адептов и выслуживается перед высшим начальством. Это всё — его действия. Когда риэлтора ловят, то ему надо выкрутиться («ищу способ выкрутиться» — это действие). Из таких сценических действий состоит весь спектакль. Иначе все поверхностно-изобразительно: «Я шатаюсь, я смеюсь, я радуюсь, плачу...» Человек не всегда может осознавать, что он делает внутри, это может быть в подсознании, но актер должен понимать, чтобы точно сыграть.

Какое воспитательное значение может иметь театр для детей?

Это сложный вопрос. У меня как-то была статья о разных подходах к театру: где духовно ложные подходы, а где нет. Один педагог с позиций психологии отрицает детский театр. Он приводит такой пример: «Идет спектакль. На сцене ситуация, когда надо кого-то спасать (это общее место, иначе нет сюжета — острой проблемы, которую надо преодолеть). Дети соскакивают с мест и пытаются бежать на сцену помогать, ведь для них все происходит по-настоящему. А мамочки в панике шепчут: «Сиди, сиди, смотри, что будет дальше, не мешай!» — И детям прививается привычка, что на чужую беду надо просто смотреть. В результате вырастают люди, которые проходят мимо беды других. Поэтому оправдан самый банальный «москонцертовский» прием, когда спрашивают у зала: «Где волк?» — и дети наперебой кричат: «Вон он!», — позволяющий им принять участие (участие!) в спасении доброго персонажа, пусть это кажется и примитивным. С другой стороны, если сделать все по-умному и глубоко художественно, то театр должен побуждать к добру. Очень надеюсь, что в нашей «Шапочке» это присутствует.

Мне кажется, что спектакль получился больше для взрослых. Там много подтекстов...

Для подростков уже должно быть понятно. Еще важный момент, что все назидательные вещи почти всегда скучные. А если о серьезных вещах говорить весело, то тогда это более действенно. Мне кажется, нам это удалось.

По мне, хорошо бы в школе в какой-то день устраивать день репетиции, когда можно поиграть, чтобы об этом все ребята знали. Кто-то захочет играть, кто-то посмотреть, прислушаться к разговору о литературе — с актерами, с батюшкой. Если бы у нас были такие два часа театра, где обсуждаются высокие смыслы! Может быть, набрать детей, а под них уже сказку придумать?

Может быть. Но для меня это сложно. Этот сценарий я больше года писал. Ведь в школе уже было несколько замечательных спектаклей. А у меня — как получится.

Беседовала Вера Данилина


Комментарии [0]