Статьи, проповеди  →  Икона собора новых мучеников и исповедников Рос­сий­с­ких за Хри­с­та пострадавших явленных и не­яв­лен­ных, прославленных на Юбилейном Ар­хи­ерей­с­ком Соборе (продолжение: клейма 6 - 15)
1 ноября 2000 г.

Икона собора новых мучеников и исповедников Рос­сий­с­ких за Хри­с­та пострадавших явленных и не­яв­лен­ных, прославленных на Юбилейном Ар­хи­ерей­с­ком Соборе (продолжение: клейма 6 - 15)

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших

начало

Шестое клеймо

Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 года. Святых Великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с Великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна, по происхождению принцесса Гессен-Дармштадтская, являлась родной сестрой Императрицы Александры Феодоровны и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. Родившись в протестантизме, она познакомилась с православным вероучением после переезда в Россию. Елисавета Феодоровна от рождения обладала глубокой религиозностью, и в Православии она нашла то, что отвечало самым главным запросам ее души.

Великий князь Сергей Александрович боролся с революционерами и в 1905 году погиб от бомбы, брошенной одним из них. После кончины супруга Великая княгиня полностью предается духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана знаменитая Марфо-Мариинская обитель в Москве. Духовный путь завершился мученическим венцом. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности Воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует  невинность жертв с одной стороны и свирепость убийц – с другой.

Последними словами преподобномученицы Елисаветы были слова Спасителя: “Боже, прости им, не ведают, что творят”.

Седьмое клеймо

Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре. Святой Тихон– избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда не церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам – исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе вверху, в деисусном чине.

Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года, примерно в то же самое время, когда разворачивалось “дело” митрополита Вениамина Петроградского.

На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить из келии. Духовенство и народ снизу молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления в лике святых.

Восьмое клеймо

Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4(17) июля 1918 года. Несмотря на вынужденное отречение от власти, Государь Николай II неотъемлемо являлся Помазанником Божиим в качестве главы русского православного Царства. Именно поэтому он и его семья вызывали особо озлобленную ненависть врагов Церкви и России.

Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого не земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась в гноище, а ее Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале.

Царственные мученики изображены на лестнице, по которой их вели. Лестница обратилась в пьедестал, на котором смиренно и величественно возвышаются Царственные мученики. По ступеням лестницы они восходят на небо – стала для них лестницей Иаковлей.

Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центре возвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках. Он в форме зеленого цвета, но это совсем иной цвет, чем тот, который обозначает убийц. У Государя это насыщенный, глубокий и сочный цвет – символ вечности. Рядом с ним в торжественно белом одеянии стоит Государыня Александра Феодоровна. Цвет ее одежд напоминает о раннехристианских мучениках. Вокруг Царственной четы стоят Цесаревны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Черный цвет подвала означает тьму, которая пытается поглотить святых, но “свет во тьме светит и тьма не объяла его”. Арка подвала становится триумфальной аркой Императора-победителя.

Девятое клеймо

Массовый расстрел праведников на полигоне в Бутове под Москвой в 1930-е годы. Бутовский полигон – одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены тысячи священнослужителей. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутове поставлен крест и воздвигнут деревянный храм.

Праведники изображены в виде двух групп. Имена не указаны, поскольку композиция призвана обозначить массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе не известными. В центре предстоит фигура некоего старца священнослужителя, в котором наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец благословляет палачей.

Композиция замыкает левую вертикаль клейм, соответствуя верхнему клейму, которое изображает так же массовые расправы на Соловках. Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников.

Десятое клеймо

Расстрел крестного хода в Астрахани. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. В середине процессии праведников архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года.

Одиннадцатое клеймо

Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года. Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Прежде, чем стать Киевским митрополитом, выдающийся иерарх занимал крупнейшие кафедры: он был экзархом в Грузии, затем назначался на Московскую и Петербургскую кафедры. Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ. Он был поистине всероссийским митрополитом.

Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Святого Владимира сравнивали с Московским митрополитом Филаретом. Великий святитель достойно увенчался мученическим венцом. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.

Распростертое тело святителя по композиции расположено почти в центре всего ряда и по вертикали практически совпадает с центральными изображениями деисиса и средника, т.е. завершает вертикаль: Спаситель – купол храма – крест – престол – Царственные мученики – священномученик Владимир. Это подчеркивает значение подвига выдающегося иерарха.

Двенадцатое клеймо

Образ безымянной святой жены с детьми. Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. “Белые платочки”, как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь, мир и благополучие уже никогда не вернутся. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. Благодать Божия укрепляла верующих в самые страшные моменты ночных обысков, арестов, грабежей.

Тринадцатое клеймо

Арест священника в храме во время богослужения. Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали ил убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.

Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Здесь может иметься в виду “изъятие церковных ценностей”, которому посвящено отчасти также третье клеймо. Церковь сама предложила отдать свои ценности на помощь голодающим, за исключением священных сосудов. Это было использовано как предлог для гонения и насильственного, намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов.

Четырнадцатое клеймо

Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. Композиция, в целом, сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое).

Пятнадцатое клеймо

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7(20) ноября 1937 года. Священномученик Кирилл – виднейший деятель Церкви, высокообразованный богослов, мудрый и любящий пастырь. Активно поддерживал Святейшего Патриарха Тихона в мужественном стоянии против натиска безбожников. Первый кандидат в Местоблюстители Патриаршего Престола. Автор ряда посланий, направленных из ссылок, об отношениях Церкви и светской власти (в условиях гонений), имеющих огромное экклезиологическое значение.

Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы. Это заключительный аккорд, достойно завершающий драматическую сюиту композиций, впервые в церковном искусстве целостно представляющих и прославляющих беспримерный в истории подвиг Русской Церкви в поистине смертельной борьбе с силами ада, не смогшими одолеть святых Божиих.

Составлено по книге “Икона собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных прославленных на юбилейном архиерейском соборе”, издание  Свято-Тихоновского Богословского Института.


Комментарии [0]