Новости храма  →  Рельефные иконы
27 июля 2018 г.

Рельефные иконы

Несколько лет назад в Москве была организована выставка «Вне поля зрения» - совместный проект бенедиктинского монастыря Адмонт, австрийского культурного форума в Москве и центра современного искусства «Винзавод», который ставил своей задачей познакомить с образцами современного искусства не только завсегдатых посетителей столичных музеев, но и малоискушенных и неизбалованных доступными экспозициями незрячих людей. Все экспонаты представляли собой не копии известных шедевров мировой живописи и архитектуры, а оригинальные работы современных мастеров, объединенные возможностью не визуального восприятия. По мнению организаторов выставки, в экспозиционном пространстве между лишенными зрения и видящими посетителями происходил интереснейший и взаимообогащающий процесс "art sharing"- (совместный опыт соприкосновения с искусством) и "space sharing"- (совместный опыт присутствия в едином пространстве).

 

1

"Зрячие люди открывают для себя необычный подход к искусству и к теме слепоты. Таким образом, искусство раздвигает границы и отменяет барьеры",- высказал свое мнение о выставке доктор Михаэль Браунштайнер куратор музея при аббатстве Адмонт, а Симон Мраз, директор австрийского культурного форума в Москве подчеркнул: "Данный проект ценен сам по себе, потому что это не просто "перевод" визуального искусства для незрячих людей, но и потому что это искусство в равной степени доступно зрячим и незрячим". Но каково было бы удивление и организаторов выставки, и современных художников, создающих произведения для не визуального восприятия, если бы им сказали, что опыт, уравнивающий в правах людей с ограничением и без ограничения зрения  по отношению к искусству, существовал в России  уже с четырнадцатого века. 

 

2

Со времен Сергия Радонежского и во многом благодаря ему, на Руси развивались традиции создания низкорельефных православных паломнических икон. Многие столетия в Сергиевом - Посаде, в центре русского православного паломничества, отрабатывались размеры и пластика рельефных образов, которые должны были быть удобны как для визуального, так и для тактильного восприятия. Во многих храмах и монастырях России под живописной иконой размещали ее уменьшенную рельефную копию. Эта традиция до сих пор жива на святой горе Афон. В конце девятнадцатого века рельефная икона получила широкую популярность во многих странах западной Европы. Созданные в России образы, неоднократно выставлялись и получали награды на всемирных ярмарках в Париже и в Берлине. Однако, после революции традиции резной иконы в России были забыты и практически утрачены так, что      изделия древнерусских   иконописцев- резчиков теперь крайне редко встречаются даже в залах именитых музеев.   В период возрождения русской православной церкви мастера снова обращаются к   искусству резной иконы, которую можно воспринимать не только глазами, но и по средствам прикосновения.

 

3

Образы Господа Бога, Пресвятой Богородицы Девы Марии и православных святых для незрячих людей сегодня изготавливают многие русские иконописцы - резчики, и в том числе даже небольшая петербургская студия «Наследие» -  творческое содружество ученых, инженеров и художников. "Осязание, как один из видов чувственного восприятия, зачастую дает человеку намного больше информации, нежели зрение, особенно это касается произведений искусства,- считают они, - не зря японцы, по возможности, стараются осязать фактуру живописных работ кончиками пальцев. Фактически тем самым они ощущают энергетику, которой автор наделяет свое произведение. В 1990 году, занимаясь научной работой совсем в другой области, нам посчастливилось открыть, а затем возобновить стиль вавилонской резьбы, техника которой была известна пять тысяч лет назад, потом, как многие древние знания, этот опыт был утрачен... Вавилонская резьба на твердом дереве своей четкостью линий и качеством обработки поверхности, лучше всего приспособлена для тактильного осязания. При этом изделия, выполненные таким способом, обладают высочайшей износостойкостью.

 

4

В чем-то эту технику можно сравнить с кропотливой работой средневековых мастеров по созданию гравюр. Изготовленное художником рельефное изображение может воплотиться в ста - двухсот уникальных репликах ручной работы, и каждая из них, с момента появления, становится раритетным произведением искусства». О применении этой техники для изготовления рельефных икон для незрячих православных христиан рассказывает  Александр Софинский, руководитель студии "Наследие»: 

В: Иконы, доступные для восприятия людьми с нарушением зрения, создавались с момента открытия студии?

О: Да, мысль, что иконы с низко-рельефной резьбой тактильно доступны для незрячих людей, появилась с самого начала, причем независимо от материала, из которого они изготовлены. Конечно, рельеф можно создать на любом материале – и на гипсе и на металле и на камне. Но дерево более приятно для тактильного восприятия вообще, а для иконы тепло дерева дает дополнительные положительные эмоции "смотрящему" их человеку. краски мы не используем. Традиционно, рельефные иконы были монохромными. Люди с остаточным зрением также неплохо видят наши иконы, дополняя зрение тактильным восприятием. Мы думали о красках, но решили полностью придерживаться канонов. На медные рельефные иконы старые мастера наносили цветную эмаль, но и она со временем стиралась. Размер иконы, конечно, тоже имеет значение. Мы убедились в этом, наблюдая, как в специализированном детском саду незрячие дети «смотрели» наши иконы. Размер "в ладонь" (примерно - 10,5x9,5 см) позволяют человеку воспринять изображение всей рукой и получить целостный образ. Об этом нам говорили и педагоги детского сада. Бытует мнение, что рельеф на тактильно воспринимаемых незрячими изображениях должен быть упрощен, исключая мелкие детали. На наш взгляд, это совершенно неверно. Такая примитивизация (или упрощение) изображения икон нисколько не помогает тактильному восприятию, а скорее, наоборот усложняет его.  Опять-таки, по нашему наблюдению, незрячие от рождения, малыши уже в детском саду прекрасно распознают мельчайшие детали образа. И кроме того, это упрощение еще и в немалой степени делает традиционные иконы, исключительно, «специальными» иконами для людей с нарушением зрения, мы же позиционируем наши работы, как иконы для всех, доступные для восприятия как зрячих, так и незрячих христиан. А это, в большей степени, подчеркивает равенство всех людей перед Богом. Кроме того, желание убрать мелкие детали, примитивизировать образ это, на наш взгляд, в большой степени, желание некоторых мастеров меньшими усилиями достичь результата. 

В: Стиль вавилонской резьбы изначально и был ориентирован на незрячих и слабовидящих людей?

О: Да, мы считаем, что именно так. Это связано с тем, что по каким-то причинам в древние времена было очень много рельефного искусства, которое помогало людям без зрения. Это не только иконы. Вспомните, что очень часто в древности ворота городов (и не только) украшались резьбой. И у каждого была своя рельефная символика. Только ли для красоты это делалось?

В: Почему лично вас заинтересовали проблемы людей с нарушением зрения, для которых вы сегодня создаете доступные иконы? 

О: У наших друзей родился   незрячий ребенок, и его появление во многом повлияло на решение заняться созданием небольших, удобных рельефных образов. Мы делали и дарили иконы детскому саду  №53, который он посещал, передавали их школе-интернату № 1 им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей, предварительно освящая  на горе Афон и на Гробе Господнем в Иерусалиме. Мы сотрудничаем и с Санкт-Петербургской библиотекой для слепых, а также периодически, по просьбе различных организаций, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, дарим наши иконы в разные города России и других стран,  в частности нашими работами заинтересовалась ассоциация им. В.Гаюи во Франции. 

В: Есть ли незрячие люди, которые тактильно «тестируют» иконы. Проверяют, хорошо ли воспринимается их рельеф? 

О: Нет, таких специальных людей у нас нет. Наш опыт показал, что икона, выполненная по церковным канонам и в указанном ранее размере "с ладонь" хорошо доступна для восприятия. 

В: Много ли мастеров работает в студии и необходимо ли для этого специальное образование?

О: В студии работают 5 человек, и специального образования для этого, конечно, не требуется, впрочем, как и в любых промыслах, его и быть не может. 

В: Изготавливает ли студия иконы индивидуально?  Может ли незрячий человек заказать редкую икону или изображение своего небесного покровителя?

О: Мы стараемся, по возможности, расширять нашу коллекцию, но индивидуальные заказы не принимаем. Это связано с кропотливой подготовительной работой над каждой иконой, а соответственно с большими затратами, если изготавливать икону в одном экземпляре, ее цена может достигать несколько тысяч евро. А готовую икону на нашем сайте можно купить в десятки раз дешевле и оформить доставку во все города России и даже за границу. Недавно у нас был заказ из Малайзии и из Австралии. Очень много заказов из Западной Европы и США. 

-В: Студия изготавливает и другие рельефные изображения, не связанные с церковной традицией? 

О: Да, мы делаем копии всемирно известных шедевров светского искусства, рельефные копии экспонатов таких известных музейных комплексов как "Эрмитаж", "Русский музей", "Лувр", а также доступные для тактильного восприятия портреты исторически значимых людей, политических, культурных и церковных деятелей. Работы наших мастеров можно встретить не только на международных выставках, но и в совсем неожиданных местах: так, например, рельефные портреты английской королевы Елизаветы II в Букингемском дворце и Жанны Д'Арк в ее доме-музее в Домреми изготовлены в студии "Наследие".

В: Некоторые  люди полагают, что прикасаться к ликам Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы Девы Марии и Святых подвижников божьих- неэтично и, может быть, даже запрещено церковным уставом. Так ли это? 

О: Этот же вопрос я по просьбе воспитателей детского сада для незрячих детей задавал в 2006 году Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, который ответил, что в "прикосновении к ликам святых" нет ничего страшного и кощунственного и благословил "на благо прозрения слепых". Тоже говорили и писали мне многие священники и теологи.

Более того, некоторые источники считают, что первая икона Богоматери "Одигитрия" была сделана апостолом Лукой именно рельефной по просьбе незрячих после того, как Она указала им путь к источнику. 

В: Какое значение, на ваш взгляд, рельефная икона может иметь в жизни незрячего человека? 

 О: В жизни православного человека, на наш взгляд, икона имеет огромное значение – это символ веры. Поэтому любому православному желательно видеть икону, а незрячие могут видеть только тактильно. 

В: Как вы относитесь к искусству пермской скульптуры, к трехмерным изображениям Святых, которые также могут быть доступны для восприятия как зрячих, так и незрячих людей? 

О: Очень хорошо, как и к любому искусству.  Тем более, уравнивание людей с нарушением и без нарушения зрения -   очень положительный признак для искусства. Это понимали в древности. Это давно понимали на Руси. Со времен Сергия Радонежского существовала традиция окормления незрячих христиан. И когда нам ставят в пример Западные традиции искусства по отношению к людям с ограничением зрения, мы всегда с гордостью напоминаем об аналогичных традициях, которые появились в России задолго до европейских. 

 

Источник: http://www.domsg.ru/site.aspx?SECTIONID=2552346&IID=3769748


Комментарии [0]